headerphoto

Стальное литье и вагоны

Стальное_литье_и_вагоныВ новостном блоге сообщества проскочила информация об очередной аварии на российских железных дорогах по вине украинских машиностроителей. На нее обратил внимание Прохожий, а я заметил новость совершенно случайно, поэтому решил акцентировать внимание на этой теме и в своем блоге.

Попробую кратко описать суть проблемы. И в России, и в Украине существует дефицит грузовых вагонов. Рост их производства ограничен доступными объемами крупного вагонного литья (надрессорные балки и боковые рамы, из которых комплектуется вагонная тележка). В Украине два производителя литья - Кременчугский сталелитейный завод (КСЗ) и Азовэлектросталь (АЭС), которая входит в мариупольский концерн Азовмаш. Первое предприятие - крупнейшее в СНГ - и обеспечивает литьем большую часть украинских вагоностроительных заводов и некое количество российских. Уже несколько лет все производимое там литье выкупается ВТБ-Лизингом и распределяется среди вагоностроительных заводов. Отмечу, что в России уже построены или строятся несколько новых крупных вагоностроительных заводов, которым нужны клиенты и заказы.

Вагоны - это одна из основных статей украинского экспорта (из произведенных 52 тыс. в 2011 году было экспортировано более 85% в СНГ, так как у нас единая ширина колеи). Естественно, что ограничение поставок вагонов негативно отражается на показателях украинской экономики в целом.

В начале 2011 года РЖД обвинила АЭС в экспорте некачественной продукции, что привело к авариям. Как следствие была приостановлана эксплуатация нескольких тысяч азовмашевских вагонов. КСЗ повезло меньше. Осенью после одной из аварий, РЖД почти на 1 месяц приостановило сертификат соответствия на его литье, из-за чего вагоностроители существенно сократили производство. В феврале 2012 года ситуация повторилась, но сертификаты отозвали у обоих украинских производителей литья. Теперь ждем, как это отразится на украинском машиностроении.

На сайте РЖД есть список всех случаев аварий и причин. Если его проанализировать то получается, что украинские заводы не в лидерах по браку (который приводит к излому боковых рам), но достается им сильнее всех. Возможно, причина в масштабности аварий, но более вероятно, что роль играют политические интриги и стремление переманить клиентов из Украины.

Большая статья, в которой подробно изложена суть проблемы: http://cfts.org.ua/articles/42053

Метки: производство, стать