Руководство РЖД упирается приватизации компании
На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о приватизации 25%-1 акция РЖД в 2012-2013 гг., пишет газета “Ведомости”.
Но монополия просит правительство не спешить с продажей. По подсчетам руководства РЖД, блокпакет компании стоит 260 млрд руб., сообщили несколько источников в РЖД и источник, близкий к правительству. Свои расчеты РЖД недавно направила в правительство.
Оценка РЖД 25%— 1 акция в 260 млрд руб. получилась умножением EBITDA компании на мультипликатор 6-7, который применим к аналогичным компаниям, поясняет один из собеседников. Показатель EBITDA, который брался в расчет, — 250 млрд руб. (прогноз по итогам 2011 г.). Руководство РЖД сделало также скидку за неконтрольный пакет и “плохой рынок”, пояснил источник, близкий к РЖД. Без этих условий блокпакет РЖД оценивается более чем в 300 млрд руб.
Чиновники оценивают РЖД намного выше. Сотрудник Минфина заявлял недавно, что 25% РЖД стоят более 700 млрд руб., не пояснив, как получилась эта сумма. Таким образом, вся компания могла бы оцениваться в 2,8 трлн руб.
Оценка РЖД, сделанная менеджментом монополии, ниже, чем у аналогичных инфраструктурных компаний, признает генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов. К примеру, капитализация американской Union Pacific Corp (UPC, торгуется на NYSE) составляет 54,14 млрд долларов (1,7 трлн руб.) и она торгуется по мультипликатору 10, отмечает он. По его словам, занижая оценку компании, руководство РЖД, видимо, пытается отсрочить приватизацию.
Руководство РЖД действительно считает, что компания еще не готова к приватизации, поэтому просит не продавать сейчас 25%. “Мы не говорим о том, что не надо продавать РЖД, мы говорим, что компания сейчас не готова к продаже”, — уверяет источник в монополии. Президент РЖД Владимир Якунин более категоричен: приватизация перевозчика сейчас ничего, кроме головной боли, не принесет, заявил он в интервью “Интерфаксу”. Сейчас строительство сочинских объектов осуществляется по схеме увеличения уставного капитала РЖД, цитирует топ-менеджера “Интерфакс”. Схема такова: государство финансирует строительство объектов инфраструктуры через допэмиссии компании. С появлением миноритарных акционеров эту схему использовать нельзя, заявил Якунин “Интерфаксу”.
“Мы считаем, что прежде всего должны быть завершены институциональные преобразования, от которых зависит деятельность инфраструктурной компании (...) принять законы, которые необходимы для обеспечения интересов общества в целом, бизнеса и государства”, — перечислил Якунин предложения, которые должны быть реализованы перед тем, как РЖД будет приватизирована. Среди них — обязательство владельцев вагонов предоставлять их РЖД для перевозки грузов, которые никто не хочет везти, или для их отправки в регион, куда никто не хочет ехать, объяснил Якунин.
Еще одно предложение — выработать долгосрочную тарифную политику с учетом инвестсоставляющей, рассказывает один из собеседников.
Невозможно продать сразу все 25% железнодорожной монополии, успокаивает чиновник Минфина. По его словам, рассматривается вариант приватизации РЖД “через обмен активами с зарубежными компаниями”. По словам аналитика Raiffeisenbank Константина Юминова, наиболее очевидный инвестор — крупный железнодорожный перевозчик, например немецкая Deutsche Bahn. Но инвестора для РЖД правительству будет найти сложно, поэтому процесс продажи 25% монополии затянется, уверен он.
Представители РЖД, Минэкономразвития и Минтранса от комментариев отказались.
Метки: медь