headerphoto

Прощай рабочий класс

Прощай_рабочий_классНедавно я жестоко поспорила с одним металлургом, и дело дошло практически до виртуального мордобоя. Всё потому, что я заявила и попыталась обосновать, что рабочего класса (working class) в современной металлургии не существует. Подождите возражать, выслушайте. Во-первых, уточню, это относится к металлургии, про другие отрасли мне неинтересно. Во-вторых, рабочий класс я определяю не по доходу, потребительским стандартам, или самоидентификации, а по роду деятельности.

Три причины тому виной:

- меняется характер труда (сплошная автоматизация производства)
- деиндустриализация (кто будет отрицать, что нынче на дворе активное развитие информационных систем, интернета, биотехнологий, логистики, сетевой торговли, новых видов банковской деятельности и тд?)
- серьезный приток мигрантов (вот они то как раз и есть «рабочий класс»)

Главный ресурс сегодня – информация. В приоритете сервисная экономика, а не производственная. Число занятых в промышленности сильно сокращается. Уже из ПТУ никто не хочет идти к станку. Рабочим классом, в его обычном значении, стали мигранты, именно они выполняют всю тяжелую и грязную работу. Разливщик стали может позволить себе отдых с семьей за рубежом. При этом у разливщика стали есть высшее образование. И самое главное, по роду деятельности он несомненно относит себя к middle class.

Тоже самое проходила Британия. Теперь там можно выделить три подвида в среднем классе: старый средний класс (мелкие предприниматели), новый средний класс (квалифицированные менеджеры), низший средний класс (учителя, служащие, мед. персонал). И работники предприятий с автоматизацией производства, естественно, примкнули к последнему подвиду, низшему. Физическую изнурительную работу там делают всё те же мигранты. То, что было добывающей отраслью, стало обрабатывающей, что было капиталоёмким – стало наукоёмким. И мы движемся в эту сторону. Сегодня к рабочему классу можно отнести только продавцов и водителей (людей без проф. образования), но это уже не металлургия.

И последнее, актуальное, наблюдается внушительное развитие такого тренда как гЛокализация. Формирование локальных конкурентных преимуществ бизнеса в городах/областях для выхода на мировые рынки. Подъем региональных экономик. Регионы с уникальными брендами. В которых нет места…. правильно, плохим условиям труда.

Метки: медь, металл, металлургия, производство