headerphoto

ХТЗ испытывает дефицит заказов

Харцызский трубный завод (ХТЗ) начал резко сдавать позиции. Об этом пишут “Экономические известия”.

Причиной снижения объемов производства называют завершение прежних крупных заказов и отсутствие новых.

Помимо того, как отмечают “Укртрубопроме”, украинскому производителю “ломают игру” конкуренты — российские предприятия, которые освоили выпуск аналогичной продукции и теперь не только пытаются вытеснить ХТЗ с рынка России, но и составляют ему конкуренцию на азиатском и американском рынках. Однако наши эксперты полагают, что неприятности ХТЗ имеют временный характер.

“Загрузка мощностей ХТЗ в последние годы была преимущественно ниже 50%, при том, что предприятие может производить 1,3 млн. тонн труб в год, — говорит глава аналитического департамента инвесткомпании Eavex Capital Дмитрий Чурин. — В очень успешном 2011 г. ХТЗ произвел 630 тыс. тонн труб. Резкое снижение выпуска произошло в апреле и мае, когда вместо среднемесячных 50 тыс. тонн завод изготовил 41,6 тыс. тонн и 23,8 тыс. тонн труб соответственно”.

Низкие производственные результаты в мае, по словам эксперта, можно объяснить сезонным фактором и большим количеством праздничных дней.

По словам старшего аналитика ИГ “Арт Капитал” Дмитрия Ленды, пока предприятие не получит новых заказов, производство труб будет поддерживаться на низком уровне. “В частности, в мае производство составило 35% от уровня марта. Период небольшого количества заказов может затянуться на несколько месяцев. И если в краткосрочной перспективе с заказами могут быть сложности, то в более долгосрочной перспективе предприятие, вероятно, сможет получить новые контракты. Например, стоит вопрос по модернизации украинской газотранспортной системы, в ходе которой Харцызский трубный завод наверняка получит заказы в первую очередь”, — говорит Дмитрий Ленда.

Чурин полагает, что в ближайшее время из новых потенциальных заказов ХТЗ получит возможность поставлять продукцию в адрес “Укртрансгаза”. Но внутренний рынок не является приоритетным для предприятия, поэтому очень важны заказы из Азии. “В России и Средней Азии будут строиться новые трубопроводы. Это “Южный поток”, “Бованенково-Ухта”, Прикаспийский газопровод и другие”, — говорит Ленда.

Среднеазиатский регион — один из традиционных рынков сбыта ХТЗ. В докризисный период завод поставлял туда 50-80% выпущенной продукции. Планы по строительству магистральных трубопроводов в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане открывают широкие возможности для украинского производителя. По данным ИК “Альтана Капитал”, спрос на трубы большого диаметра в Средней Азии в 2011-2016 гг. составит не менее 4 млн. тонн, из которых 15-20% может быть покрыто за счет отгрузок из Харцызска.

Что касается поставок труб большого диаметра в Россию, их уровень определяет дороговизна энергоносителей и активность российских компаний (“Газпром”, “Транснефть”) в деле разработки новых месторождений нефти и газа. По оценкам ИК “Альтана Капитал”, емкость рынка труб большого диаметра в Российской Федерации в 2011-2016 гг. составит около 22 млн. т. Аналогичную продукцию уже производят четыре российские компании — Выксунский металлургический завод, Волжский трубный завод, Челябинский трубопрокатный завод и Ижорский трубный завод, совокупные мощности которых составляют 4,8 млн. тонн труб в год.

“Экспорт продукции ХТЗ в Россию уже давно облагается 8%-ной пошлиной. Но даже, несмотря на это, трубы производства ХТЗ являются достаточно конкурентными на рынке России, — поясняет Чурин.— Хотя российские трубники и пытаются вытеснить украинского производителя с их рынка, пока попытки безуспешны. Это связано с тем, что крупные потребители труб широкого диаметра заинтересованы в присутствии украинской компании на рынке для создания дополнительной конкуренции, что является в некотором роде определенной страховкой от диктатуры цен со стороны российских поставщиков”.

Ленда подчеркнул, что именно присутствие украинцев на рынке России позволяет “Газпрому” и другим добытчикам углеводородов поддерживать приемлемый для себя уровень цен. “Мер по защите внутреннего рынка можно ожидать от российских властей в случае ухудшения отношений между Россией и Украиной, — говорит эксперт. — В настоящее время страны Таможенного союза установили квоты на ввоз некоторых видов украинских труб. К примеру, в рамках этих квот поставляет свою продукцию компания “Интерпайп”. Но данные количественные ограничения не касаются труб большого диаметра”. “Введение ограничений на поставку этой продукции в страны Таможенного союза представляются не слишком вероятными”, — резюмирует Ленда.


Метки: металл, металлургический завод, металлургия, производство, труба