headerphoto

Мечел не может вывезти продукцию

“Мечел” не может вывезти продукцию на несколько сотен миллионов долларов. Об этом сообщил старший вице-президент компании Мухаммед Циканов, пишут “Ведомости”.

Речь идет о 2 млн. тонн угля стоимостью около 600 млн. долларов и порядка 140 000 тонн железорудного концентрата на 60 млн. долларов. Сейчас из всех заявок на перевозку, подаваемых “Мечелом”, удовлетворяются около 60%, сообщил Циканов. Чтобы справиться с проблемой, он предложил президенту РЖД Владимиру Якунину распределять квоту на перевозки грузов на аукционах: “У кого деньги есть — тот и везет”.

Проблемы существуют и у других грузоотправителей, подтверждают опрошенные сотрудники металлургических, угольных и химических компаний. По факту грузоотправители и так участвуют в аукционе: ведь у РЖД нет вагонов, и предприятия вынуждены обращаться в частные компании, а также к “дочкам” РЖД — Первой и Второй грузовым компаниям, которые устанавливают более высокие тарифы на перевозку, чем утвержденный государством прейскурант 10-01, отмечает сотрудник металлургической компании. Но это не решает проблему управления парком: в одних регионах складывается дефицит порожних вагонов, а в других — их избыток, из-за того что их собственники не хотят платить за порожний пробег, а в итоге РЖД не может выполнить все заявки, отмечает сотрудник производителя минудобрений.

РЖД действительно не справляется с планами, признал Якунин: погрузка в 2011 г. вырастет на 3-3,3%, сообщил он, хотя еще весной прогнозировался рост на 5%. Отчасти это связано с проблемой растущего порожнего пробега из-за несогласованности действий РЖД и частных операторов, отметил он. Однако введение предложенного “Мечелом” механизма невозможно, ответил Якунин: ведь РЖД по закону является публичным перевозчиком, а значит, обязана принимать к перевозке “все, что дают”.

Проблема невывоза грузов становится критичной и предлагаемые грузоотправителями варианты — это фактически крик отчаяния, констатирует заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Олег Трудов. Но эти варианты нереалистичны — это относится и к предложению “Мечела”, и к организуемой РЖД работе по управлению вагонным парком по агентской схеме — ведь она не учитывает разную стоимость вагонов у разных операторов, отмечает он. Идеально наладить управление вагонами можно, вновь обезличив их в едином парке, как во времена МПС, однако возвратиться к этой модели невозможно, не ущемив интересы операторов, резюмирует эксперт.


Метки: железорудный концентрат, металл, металлургическая компания, металлургия