headerphoto

Кокс и коксующиеся угли ситуация в Украине

Кокс_и_коксующиеся_угли_ситуация_в_УкраинеПозавчера посетил круглый стол о перспективах развития украинского углепрома, в частности рынка коксующихся углей и кокса.

Основные проблемы отрасли:
- низкое качество добываемых углей (высокий уровень зольности, повышенное содержание серы и других примесей), что делает их малопригодными для использования в коксохимии;
- низкая эффективность государственных шахт, которые сейчас реформируются (приватизация-концессия-ликвидация);
- конкуренция украинских бизнесменов/чиновников, которые контролируют сбыт государственного угля, с импортом, который осуществляют потребители качественного коксующегося угля.

Попробую не слишком утомительно рассказать о каждом пункте.
Украинские металлурги активно внедряют технологию вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) в доменном производстве, что позволяет экономить газ. Но для ПУТ требуется более качественное сырье. Большая часть добываемого в Украине коксующегося угля содержит много серы и других вредных примесей, поэтому его нельзя использовать для производства качественного кокса. По словам участников круглого стола из украинского угля можно произвести 3,5-4 млн.т качественного кокса при общей потребности 14 млн.т. Следовательно остальной уголь нужно импортировать.

Самые эффективные угольные шахты уже приватизированы. Но в собственности государства осталось достаточно много угольных объединений, чью продукцию, как правило, продают структуры, близкие к чиновникам. Так как уголь не качественный и при этом дорогой, металлурги не хотят его покупать, а владельцы угля не хотят отдавать его в энергетику, так как там ниже цены. С использованием админресурса металлургам недавно было продано около 200 тыс.т угля переходных марок. Но дальше они вряд ли будут закупать такой уголь.

Импортный коксующийся уголь покупают практически все украинские меткомпании. Более того, у Метинвеста есть свои шахты в США, а у АрселорМиттал по всему миру. Поэтому возникает конфликт интересов в партийно-чиновничьей плоскости: мол вы везете уголь из-за границы, а украинские шахтеры остаются без куска хлеба!

Интересно, что российский коксующийся уголь не является перспективным источником сырья из-за высоких затрат на логистику: доставка 1 тонны угля из Кузбасса стоит 46-55 USD.

Выводы: импорт будет расти, украинский уголь должен потребляться в энергетике.

Метки: металл, металлургия, примесь, производство